Государственное учреждение образования
 "Слободковская   ясли-сад-средняя школа
Браславского района"
РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная
Skip Navigation Links

Горячие новости

25.01.2022
Анонс Шага «Гордость за Беларусь. Мир межконфессиональный, мир межнациональный»

подробнее...

25.01.2022
Квест-игра «Юные мастера»

подробнее...

25.01.2022
День Открытых дверей БГУКИ

подробнее...

24.01.2022
Видеолекторий "Куда пойти учиться?"

подробнее...

21.01.2022
День открытых дверей

подробнее...

Контактная информация

Адрес: 211977, Витебская обл., Браславский р-н, аг.Слободка, ул.Олега Кошевого 9     
Телефон: 802153 68229
Электронная почта:

slobodka.shkola@vitebsk.by

 

 

Информация по своевременному выявлению и предупреждению насилия над детьми

 

Слово «насилие» лингвисты определяют как:

- применение физической силы к кому-нибудь;

- принудительное воздействие на кого-нибудь;

- притеснение, злоупотребление своей властью.

В общем смысле под насилием в отношении детей понимается любое действие или бездействие взрослого человека по отношению к ребенку, тормозящее или нарушающее развитие последнего.

Существует несколько параметров, по которым классифицируется насилие. Так, насилие может быть явным и скрытым (косвенным) в зависимости от стратегии поведения обидчика.

По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом.

По  длительности насилие может быть единичным или множественным, длящимся долгие годы.

По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов и детей, на улице – со стороны детей или незнакомых взрослых.

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы. Выделяют четыре основных вида насилия:

üфизическое;

üэмоциональное;

üпренебрежение нуждами ребенка;

üсексуальное насилие.

Как правило, ребенок-жертва страдает одновременно от нескольких форм насилия. Можно сказать, что всякая жертва переживает «много насилий сразу». Так, для детей, страдающих от инцеста, неизбежным являются сопутствующие ему разрушение семейных отношений и доверия к семье, манипуляторское отношение, а зачастую и запугивание со стороны родителя-насильника, классифицируемые как психологическое насилие. Дети и взрослые – жертвы изнасилования, например, часто переживают и физическое насилие (избиение), и эмоциональное (угрозы).

Очень важно рассматривать последствия насилия, пережитого ребенком, учитывая его возрастные особенности. В разные периоды жизни реакция на подобную психологическую травму может проявляться по-разному.

  • Физическое насилие – преднамеренное манипулирование телом человека как объектом, против его воли, приводящее к нанесению физических повреждений различной степени тяжести. К физическому насилию относятся не только побои, но и ограничения в еде и сне, вовлечение в употребление алкоголя и наркотиков и т.п.

Физическое насилие – это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку.

Признаки физического насилия

Наличие телесных повреждений:

  • раны и синяки. Разные по времени возникновения. В разных частях тела (например, на спине и груди одновременно). Непонятного происхождения. Имеют особую форму (например, имеет форму пряжки ремня, ладони, прута);
  • царапины и рубцы. Царапины на спине, царапины необычной формы, свидетельствующие о применении инструментов, укусы, ссадины, нанесенные каким-либо инструментом или рукой;
  • ожоги. Сигаретные ожоги, след от веревки и т.д.;
  • ссадины. На губе, глазу или другой части лица, любая ссадина на внешних половых органах;
  • травмы. Переломы ребер, переломы челюсти, черепные травмы, перелом или травма позвоночника, повторная травма одного и того же места, травмы, причиненные вследствие сильного выкручивания или вытягивания. В результате ударов по животу;
  • травмы головы. Синяки, кровоподтеки на коже головы, гематомы на черепе, полученные в результате сильного удара, переломы носа и челюсти, выбитые зубы.

 

Наличие данных признаков у ребенка не дают точной информации о совершения над ним насилия, но предупреждают педагогов о бдительности и ответственном отношении в данном вопросе.

  • Психологическое насилие – игнорирование ребенка и его нужд, подчеркнутая холодность в отношении ребенка. Психологическое насилие – преднамеренное манипулирование человеком как объектом, игнорирование его субъектных характеристик (свободы, достоинства, прав и т.п.) разрушающее эти отношения. Это любое действие, которое помещает эмоциональное напряжение ребенка в положение, опасное для возрастного развития (страх, волнение, отчаяние), в том числе:

- обвинения в адрес ребенка (брань, крики);

- принижение его успехов, унижение его достоинства;

- отвержение ребенка;

- длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

- принуждение к одиночеству;

- совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или других людям;

- причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

Признаки психологического насилия:

Поведенческие:

  • дурные привычки (сосание, качание);
  • антисоциальное и деструктивное поведение;
  • заторможенное развитие;
  • апатия, усталость;
  • проявления вандализма и агрессии по отношению к другим.

Физические:

  • речевые дефекты;
  • позднее физическое развитие;
  • обострение дефектов здоровье.
  • Сексуальное насилие – преднамеренное манипулирование телом человека, против его воли, как сексуальным объектом, приводящее к вовлечению в сексуальные действия с целью получения сексуального удовлетворения или какой-либо иной выгоды. К сексуальному насилию относится не только сексуальное совращение, но и вовлечение в проституцию, порнобизнес и т.п. Сексуальное насилие – это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения; любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции, а именно:

- ласки и трогание интимных частей тела, эротизированная забота;

- демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;

- изнасилование, орально-генитальный и анально-генитальный контакт;

- сексуальная эксплуатация (порнографические фотографии и фильмы с детьми, проституция).

Признаки сексуального насилия:

Физические симптомы:

  • ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить;
  • повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
  • болезни передающиеся половым путем;
  • беременность;
  • повреждения мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;
  • жалобы на боль и зуд в области гениталий;
  • запачканное или окровавленное белье, одежда.

Поведенческие симптомы:

  • не соответствующие возрасту знания ребенка о сесксе;
  • имитация сексуальных действий с другими детьми;
  • необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей).

Изменения эмоционального состояния:

  • внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
  • частая задумчивость, отстраненность;
  • постоянная депрессивность, грустное настроение;
  • нежелание принимать участие в подвижных играх;
  • непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
  • чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
  • чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
  • отчуждение от братьев и сестер;
  • жестокое отношение к игрушкам (у младших детей);
  • рассказы в третьем лице «Я знаю одну девочку…»;
  • терроризирование младших детей и сверстников.

 

Какие дети чаще всего становятся жертвами насилия?

 

Наиболее часто жертвами различного рода насилия, как со стороны взрослых, так и сверстников становятся:

±дети, воспитывающиеся в условиях жестоких отношений в семье, которые враждебно воспринимают мир и готовы быть  жертвами насилия со стороны сильных и сами проявлять насилие к слабым;

±дети, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, заброшенности, эмоционального отвержения, не получающие достаточного ухода и эмоционального тепла и часто имеющие отставание психофизического развития, легко внушаемые, не способные оценить степень опасности и сопротивляться насилию;

±дети, предоставленные улице;

±дети, которые воспитываются в обстановке беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «нет», с нечеткими внутренними границами, делающими их не способными сопротивляться насилию, боязливые и тревожные;

±маленькие дети в силу их беспомощности.

 

Рекомендации по выявлению жертв насилия, оказанию им помощи и профилактике жестокого обращения с детьми

 

Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением дети редко обращаются за помощью, а факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов. Заметим, что большинство несовершеннолетних граждан нашей страны - около 65% - учатся в школах, где проводят ежедневно от 5 до 8 часов, исключая выходные дни. Если прибавить сюда воспитанников детских садов, то получается, что именно педагоги могут длительный период наблюдать за поведением ребенка, его взаимоотношения со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими ребятами, получая информацию о включенности подопечных в акты насилия. При сборе информации следует обращать внимание на ряд признаков: внешний вид детей, особенности поведения самих ребят и их родителей.

Специалисты утверждают, что часто сталкивающиеся с жестокостью дети позже начинают ходить, говорить, реже смеются, отстают от сверстников в весе и росте, значительно хуже успевают в школе.

Ребенка, страдающего от домашнего насилия, можно определить даже по внешнему виду. У него, как правило, припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, дурные привычки (сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание и др.), неопрятная одежда и другие признаки запущенности, общей неухоженности. На теле могут быть синяки, переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых он не может объяснить. Из-за этого ребенок во время переодевания, например, для занятий физкультурой, прячется, в жаркую погоду отказывается снять лишнюю одежду и т.д.

Что касается поведения пострадавших детей, то они обычно подвержены неожиданной смене настроения, в младшем возрасте – приступам боязливости, например, прячутся за дверь при появлении взрослого. Такой ребенок разговаривает сам с собой или играет в воображаемом мире намного больше остальных детей. Он способен также демонстрировать повышенную, агрессивность: ломать игрушки, легко ввязываться в драки, может выбрать малыша слабее себя, чтобы издеваться над ним. Педагога должно насторожить, если в отношениях со взрослыми ребенок постоянно ищет одобрения или внимания, даже отрицательного, безоглядно привязывается к любому человеку, искренне проявившему к нему интерес, и пытается помешать своему кумиру вступать в тесные отношения с остальным окружением. Причем, подверженный насилию ребенок может, с одной стороны, льнуть к олицетворяющему власть человеку, а с другой – всячески отклонять предложение сходить в гости.

Наконец, для находящихся в условиях подавления детей характерны такие проявления, как

а) повышенная сексуальность, внешне выражающаяся в стремлении

ласкать самого себя;

б) хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший,

что он умеет делать, или же наоборот

в) чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать вплоть до аутоагрессии, демонстративного причинения вреда самому себе и угроз суицида, нередки также попытки побега из дома, бродяжничество.

Относительно поведения склонных к жестокости родителей или иных законных представителей можно утверждать, что на возможность семейного насилия указывают следующие признаки:

  • противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка,
  • обвинение в случившемся самого пострадавшего;
  • отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее
  • обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;
  • неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или преуменьшить;
  • эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов;
  • обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве; 
  • негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;
  • алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических расстройств
  • или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение и т. п.).

При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим педагогу необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия.

!                       Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома и т.д. Полученные данные можно заносить в специальный дневник.

!                       Во-вторых, подключить к работе специалиста-психолога, будучи готовым к тому, что виновники насилия, родители или работники образовательного (лечебного, а также любого иного учреждения), не желая выносить "сор из избы", станут всячески отрицать произошедшее. Предпринятые педагогом социальным действия должны привести к подтверждению или опровержению факта насилия.

Основным документом, в котором очерчена система мероприятий по обнаружению находящихся в социально опасном положении детей является "Инструкции о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите" (утверждена Постановлением Министерства образования от 28 июля 2004 г. № 47). В этом нормативном акте последовательность действий работников сферы образования определена следующим образом.

1) Если ребенок сам рассказывает о насилии или же появившиеся у взрослого подозрения в ходе беседы подтверждаются, то педагог (классный руководитель, учитель, воспитатель и др.) в письменной форме оформляет свои наблюдения и передает их социальному педагогу или директору школы. В случае возникновения вследствие насилия угрозы жизни и здоровью ребенка, его необходимо срочно направить к врачу (в школьный фельдшерский пункт, детскую поликлинику, больницу и др.), а также заявить о произошедшем в органы внутренних дел. Кроме того, согласно пункту 9 "Инструкции…" представитель учреждения образования должен сообщить о фактах насилия в управления (отделы) образования и в комиссии по делам несовершеннолетних местных органов власти.

2) Следующим шагом, как гласит пункт 19 документа, по поручению администрации учреждения образования его работники с участием инспектора по делам несовершеннолетних проводят проверку достоверности поступившей информации, обследуют условия жизни и воспитания ребенка и составляют акт. На основании полученной информации несовершеннолетний и его семья ставятся на учет в учреждении образования. Кроме того группой специалистов, в которую входят

а) педагоги учреждения образования;

б) работники отдела образования и местного органа власти (педагог

социальный, педагог-психолог, педагоги, инспектор, методист, организатор и др.);

 в) инспектор по делам несовершеннолетних;

 г) медицинский работник составляется индивидуальный план помощи пострадавшему и межведомственный индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.

Основная работа по устранению причин и условий, способствующих насилию над несовершеннолетним, поручается работникам образовательного учреждения, действия которых должны быть направлены на сохранение семьи, предотвращение аддитивных поступков ребенка. В рамках утвержденного межведомственного плана могут предприниматься меры по оказанию социальной, материальной, педагогической, психологической, коррекционной, медицинской, правовой или иной помощи как ребенку, так и его семье. И только в том случае, если поведение родителей или иных лиц, осуществлявших насилие над ребенком, остается без изменений, не взирая на совместные усилия сотрудников органов внутренних дел, опеки и попечительства, врачей, педагогов, родственников и соседей, тогда применяются репрессивно-карательные меры в виде:

- привлечения виновных к административной или даже уголовной ответственности;

- лишения прав на ребенка;

- помещения ребенка в приют, опекунскую, приемную семью.

Что касается детей – жертв насилия, то в настоящее время в нашей стране, как и во многих странах мира, создаются кризисные центры для пострадавших от жестокого обращения, разрабатываются специальные программы по их реабилитации.

Кроме того, достаточно действенной мерой по обеспечению безопасности несовершеннолетних в общественных местах является проведение специализированных рейдов "Семья", "Подросток" и др. В соответствии с Законом РБ "О милиции" рейды осуществляются сотрудниками органов внутренних дел, а социальный педагог может принимать участие в этих мероприятиях, что позволит ему обладать более полной информацией о ситуации для использования сведений в целях защиты и помощи несовершеннолетним.

Не менее важно социальному педагогу сотрудничать с представителями силовых структур при сборе фактов, свидетельствующих о необходимости изъятия несовершеннолетнего из семьи. Сотрудники названных служб могут оказать большую помощь при оформлении пакета документов с целью лишения законных представителей родительских прав и последующего закрепления статуса ребенка (получения паспорта, правки о смерти кого-либо из родителей и пр.).

Что же касается негосударственных объединений, то их помощь особенно результативна при организации реабилитации как детей – жертв насилия, так и их законных представителей. В обществе анонимных алкоголиков или в организациях "Матери против наркотиков", "Дети - не для насилия" родители вместе с детьми смогут поучаствовать в специальных тренингах, направленных на отказ от немедицинского употребления психотропных веществ, приобретение навыков безопасного поведения. Оказание адресной материальной и иного вида гуманитарной помощи находится в ведении Красного Креста, Ассоциации многодетных родителей (если в семье более 3-х детей), религиозных конфессий и др.

 

Профилактика насилия над детьми

 

Помимо помощи пострадавшим от насилия в настоящее время большое значение придается предупреждению жестокого обращения с детьми, созданию эффективной системы профилактики, которая предполагает, как минимум два этапа.

Первичная профилактика заключается в комплексном воздействии на обе вовлеченные в насилие стороны, т.е. на насильника и жертву. Это воздействие предполагает широкий круг мер, направленных на обеспечение условий для нормального и разностороннего развития личности, создания безопасной и комфортной микросреды: своевременное оказание помощи семьям группы риска, профилактику алкоголизма и наркомании у лиц из ближайшего окружения несовершеннолетних. Важное значение имеет правильное сексуальное воспитание детей, формирование у них знаний о взаимоотношениях полов, об общественно приемлемых и безопасных формах поведения в различных ситуациях.

На этапе первичной профилактики в школах и других детских учреждениях проводятся разъяснительные беседы, направленные на выработку у детей стратегий деятельности в угрожающих жизни ситуациях, и тренинги по формированию навыков безопасного поведения. Большое внимание уделяется предупреждению противоправных действий окружающих, например, детей учат не открывать дверь квартиры посторонним, не входить с ними в подъезд и лифт и не знакомиться, не поддаваться уговорам и т.д. Одновременно на стендах в рекреациях образовательных, медицинских и иных воспитательных учреждений размещается информация об адресах и контактных телефонах лиц и организаций, оказывающих помощь и поддержку несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении.

Вторичная профилактика заключается в оказании медико-психоло-педагогической помощи пострадавшим от насилия для нивелирования возникших психических расстройств, предупреждения суицидальных попыток и вторичной виктимизации. Последняя особенно часто наблюдается у подростков, среди которых распространен миф о доступности жертв изнасилований, в силу чего возможны повторные посягательства на половую неприкосновенность. В таких случаях большое значение приобретает юридическая помощь потерпевшим, предоставляемая в правоохранительных органах и в центрах, оказывающих социально-педагогическую поддержку. В этих учреждениях, кроме юристов, как правило, работают различные специалисты: социальный педагог, психолог, психоневролог, нейропсихолог, логопед и др.