Государственное учреждение образования
 "Слободковская детский сад-средняя школа
Браславского района"
РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная
Проход по ссылкам навигации

Горячие новости

20.09.2017
Первоклассники нашей школы получили необычные подарки

подробнее...

18.09.2017
Наша школьная суббота

подробнее...

16.09.2017
Недели спорта и здоровья

подробнее...

15.09.2017
Акция «В центре внимания – дети!»

подробнее...

13.09.2017
День рождения БРПО

подробнее...

Контактная информация

Адрес: 211977, Витебская обл., Браславский р-н, агр.Слободка, ул.Олега Кошевого 5    
Телефон: 802153 33269
Электронная почта:

slobodka.shkola@gmail.com

 

 

Как любимые в детстве сказки  влияют

на наш профессиональный выбор

 

В некотором царстве, в некотором государстве, жили - были…..С этих слов начинались многие сказки нашего детства. А помните ли вы свою любимую сказку? Психологи считают, что «запавшие в душу» сказки влияют на жизнь и судьбу человека. Возможно, и наш выбор профессии во многом предопределен еще с детства. Ведь не зря народная мудрость гласит: «Сказка - ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок!»  

У каждого есть сказка, которая  в детстве произвела на него самое сильное впечатление. Но когда мы спрашиваем у человека,  какая сказка ему больше всего запомнилась, он  обычно теряется: «не помню», «наверное, какой-то конкретной нет», «разные» и т.д.  Через некоторое время  подумав, «покопавшись  в памяти», ваш собеседник вдруг начинает вспоминать, как ребенком он просил родителей почитать одну и ту же сказку, у него был любимый мультфильм, который он смотрел много- много раз, любимый сказочный герой.

Возникает вопрос: а зачем нам копаться в своих детских воспоминаниях?

На самом деле сказочные герои, сюжеты, представления оказывают очень большое влияние на дальнейшую жизнь человека. Та или иная сказка порой производит на ребенка столь сильное впечатление (причем необязательно положительное, главное, чтобы сказка эмоционально волновала), что он неосознанно идентифицирует себя со сказочным героем, ставит себя на его место и переживает события его сказочной жизни. Таким образом, обнаружив сценарную сказку, нередко можно определить своеобразную программу,  по которой живет взрослый человек, объяснить его поступки, выбор в той или иной ситуации, поведение во взаимоотношениях с людьми.

А влияют ли сказки на наш профессиональный выбор? Меня заинтересовал этот вопрос, и я поговорила с друзьями, знакомыми, коллегами по работе. Вот что получилось.

Сказка и профессия

Пример. Одна моя знакомая работает в детском саду воспитателем. Ей очень нравится эта профессия.  Она любит детей, с удовольствием их воспитывает, учит, опекает.  Сказка, которая в детстве произвела на нее самое сильное впечатление -  «Белоснежка и семь гномов», причём она идентифицировала себя с главной героиней, которая в ее восприятии постоянно заботилась о маленьких и беззащитных гномах, не ожидая при этом для себя никакой выгоды.

Другой мой знакомый, работает следователем.

В детстве он очень любил смотреть мультфильм «Бременские музыканты», ему нравился  Сыщик, которого король послал на поиски принцессы. Этот человек очень хорошо помнит момент погони и даже фразу, которую Сыщик напевал:     «И нюх как у собаки, и глаз как у орла!» Вы скажите совпадение?! Может быть…  Тогда ещё примеры.

Помните мультфильм «Летучий корабль»? Очень красочный, музыкальный, герои танцуют, пою.  Моя подруга восхищается тем, как интересно он сделан,  помнит все сцены,  слова, действия героев, песни. Любимый с детства мультфильм  произвел настолько сильное впечатление, что когда пришло время выбирать профессию, она выбрала профессию режиссёра.

У одного  очень хорошего ветеринарного врача любимой сказкой в детстве была сказка «Доктор Айболит». И когда я спросила почему, он рассказал, что в детстве очень любил животных, у него были кошки, собаки, попугаи, он за ними ухаживал, «пытался лечить». Ну а когда  прочитал  сказку, то «понял для себя», что когда вырастет,  будет только Айболитом и не кем другим.

Люди, так называемых хелперских профессий (от английского слова help - помогать) – учителя, врачи, психологи – очень часто вспоминают сказку про Ивана – царевича, причем не тот эпизод, где он сражается со Змеем, а тот, где он идет по лесу и всем помогает: видит птенчик упал, – сажает его в гнездо, видит, медведица плачет – спасает медвежонка и т.д. И затем благодарные герои тоже ему помогают в трудную минуту. Это сценарий людей с удовольствием помогающих другим людям, которые им отвечают тем же. Когда их спрашиваешь: «Как вы считаете, вам благодарны?» - они обычно отвечают: «Конечно!» Ученики благодарны, пациенты благодарны…. Они, безусловно,  считают, что за хорошие поступки воздается, как и в этой сказке. И конечно,  эти люди ничем другим не хотят заниматься, их не привлекают другие вещи, они в полной гармонии со своей работой.

Это были мои несколько примеров, а теперь попробуйте вспомнить свою сказку.

Кто твой герой?

После того как вы вспомнили любимую сказку, подумайте, с каким героем вы себя идентифицируете, ведь даже в одной и той же сказке разным людям будут близки разные персонажи. Например, в любимом многими мультфильме          «Ну, погоди!», кому-то очень нравился Заяц, а кто- то идентифицировал себя с Волком. «Зайчики»  -  люди позитивные, доброжелательные, уверенные в себе, везучие, легко преодолевают препятствия, быстро сходятся с другими людьми, у них все получается. А вот «Волкам» не везет, если они берутся за какое-нибудь дело, то обязательно им что-то или кто-то мешает. Эти люди склоны обвинять в своих неудачах других, часто имеют завышенную самооценку, склонны к конфликтам. Один мой знакомый, которому нравится  в этом мультфильме именно Волк, очень импульсивен, часто не может себя сдерживать, его «заносит», поменял  уже не одно место работы из-за конфликтов с начальством и  коллегами.

Любимая сказка моего родственника, успешного предпринимателя –                «Две лягушки». Он восхищался лягушкой, которая взбила молоко в масло и выбралась из кувшина. И действительно, он непросто выбирался из любой ситуации, использовал сложившиеся обстоятельства, как опору для себя, а всегда выходил победителем. Никогда не сдается, у него даже есть соответствующее выражение – «нельзя лапки складывать».

Руководителю одного из отделов  очень нравилась в детстве сказка          «По щучьему веленью». Емеля - его любимый герой. Больше всего этому человеку запомнилось как Емеля,  не вставая с печи,  решает все проблемы одной фразой «по щучьему веленью, по моему хотенью…»  Так он и руководил -  «лежа на печи», но не долго.

О важности момента

Вот вы узнали  любимую сказку и героя, кажется, все поняли о человеке, - ничего подобного. Важно, какой момент сказочной истории запомнил человек, на чём именно произошла фиксация. Например, сказка «Гадкий утенок» в качестве сценарной сказки может иметь разные последствия. В одном случае девушка «застряла» на сценах отвержения и в жизни у нее постоянно происходили столкновения с социумом. Эдакий «гадкий утенок», которого все постоянно клюют. В другом случае эта сказка становилась сценарием людей, добившихся больших успехов в жизни. Это люди, которых больше всего поразил момент превращения Гадкого утенка в прекрасного Лебедя. В детстве это были ребята, над которыми насмехались, не принимали в игры, дразнили. Кто-то был слишком высокий, кто-то худой или толстый, третий заикался…. Они страдали от комплекса неполноценности, мечтали и ждали когда придет их момент превращения в прекрасного Лебедя. Они больше других прилагали усилия, учились, работали, «выбивались» и  этот момент пришел, сейчас они уверенные в себе, богатые успешные люди.

Внимание к деталям

Часто в сказке нам запоминается не эпизод, а какая-то яркая деталь. Руководителю отдела одной из обувных фабрик особенно запомнились хрустальные туфельки,  в которых Золушка была на балу, и одну из которых потеряла, убегая от принца. Эта женщина начинала с «низов»,   и как Золушка много работала,  что бы пришел ее день. Здесь на обувном предприятии она познакомилась со своим будущим мужем. Точно как в сказке,  хрустальные туфельки помогли Принцу найти Золушку, а нашей героине свое место в жизни и своего принца.

Если после моих примеров вы продолжаете думать, что на наш профессиональный выбор никакие сказки из детства не влияют, попробуйте самостоятельно покопаться в своей памяти, восстановить детские  воспоминания. При этом важно, чтобы это были книжки, мультфильмы, картинки, картинки и т.д., запомнившиеся в возрасте четырех-шести лет. «Обнаружив» любимую сказку постарайтесь вспомнить, какая сцена, какой фрагмент наиболее запал в душу, к чему вы постоянно хотели вернуться. Причем этот фрагмент необязательно должен был  нравиться – он мог пугать, беспокоить, настораживать, волновать.  Проанализируйте, проведите параллели с настоящей жизнью.

«Разгадывать сказки» - очень увлекательное занятие. Попробуйте и не пожалеете. «Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!»