Назва ўстановы адукацыі
РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Галоуная
Skip Navigation Links

Навiны

18.01.2022
Игровое занятие «Будь бдителен!»

подробнее...

14.01.2022
Пионерский квиз

подробнее...

14.01.2022
Встреча с сотрудником РОЧС

подробнее...

13.01.2022
Поездка на губернаторскую елку

подробнее...

12.01.2022
Заседание Молодёжной палаты

подробнее...

Кантактная Iнфармацыя

Адрас:
Тэлефон:
Электронная пошта:

 

Что такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на развитие движения органов речи, необходимых для правильного произношения звуков. Каждый звук имеет свое, определенное положение органов артикуляции. Артикуляционные упражнения, похожие на упражнения обычной гимнастики, только предназначены они для органов речи.
Подвижность и точность работы органов артикуляции: языка, губ, маленького язычка (небной занавески) являются одними из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. Наиболее подвижным органом артикуляции, от которого зависит качество произношения звуков, является язык. Большая часть упражнений артикуляционной гимнастики относится именно к языку как наиболее рабочему органу.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

При произнесении различных звуков каждый орган занимает строго определенное положение. Артикуляционная гимнастика помогает сформировать правильное положение органов речи для произнесения того или иного звука.

Кроме того, в речи звуки произносятся один за другим и органы артикуляционного аппарата должны достаточно быстро менять свое положение. Четкое произношение возможно только при согласованной, точной, скоординированной работе всех органов артикуляционного аппарата.

Обычно комплекс упражнений, необходимый ребенку, подбирается индивидуально, в соответствии с его дефектом речи. 

Рекомендованные ниже упражнения можно применять для отработки следующих звуков:

Отработка звуков С и З – упражнения 1,4, 7, 10, 12, 23, 24, 27

Отработка звука Ц – упражнения 1, 4, 6, 7, 23, 24, 27

Отработка звуков Ш и Ж – упражнения 2, 3, 9, 11, 13 – 16, 20, 21, 23, 25 – 27

Отработка звука Щ – упражнения 1 – 4, 9, 15 – 17, 20, 23, 25 – 27

Отработка звука Ч – упражнения 2, 4, 9, 15 – 17, 25

Отработка звука Р – упражнения 1, 2, 8, 9, 13 – 20, 27

Отработка звука Л – упражнения 1, 2, 5, 8, 13, 19 – 22, 26, 27

Артикуляционная гимнастика (статические упражнения)

1. «Улыбочка»

Губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 сек.

2. «Трубочка»

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 сек.

3. «Хоботок»

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать 10 сек.

4. «Лопаточка»

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

5. «Иголочка»

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать на счет от 1 до 10

6. «Сердитая кошечка»

Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10

7. «Желобок»

Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3-4 раза по 5-7 сек.

8. «Парус»

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать на счет от 1 до 10. Выполнять 2 – 3 раза.

9. «Чашечка»

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка приподнять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3 – 4 раза.

10. «Заборчик»

Зубы плотно сжать, губы в положении улыбки. Выполнять 5 – 6 раз по 10 – 15 сек.

Артикуляционная гимнастика (динамические упражнения)

11. «Утиный клювик»

Губы сложены трубочкой. Щеки вытянуть, губы несколько расслабляются и производят смыкательные и размыкательные движения.

12. «Шторки»

Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние зубы. Выполнять 5 – 6 раз.

13. «Лошадка»

Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно – быстрее – очень быстро). Выполнять 10 – 15 раз.

14. «Грибок»

Широко открыть рот. «Присосать поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5 – 6 раз.

15. «Маляр»

Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Выполнять в медленном темпе 5 – 6 раз.

16. «Дятел»

Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук Д, подражая дятлу: д-д-д-д (15 – 20 сек.)

17. «Утюжок»

Рот чуть приоткрыт. Широким кончиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперед. Выполнять 20 – 25 раз.

18. «Прогони комарика»

Верхняя и нижняя губа прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение – язык дрожит.

19. «Покусывание кончика языка»

Губы в положении улыбки. Прикусывание кончика языка производится 8 – 10 раз.

20. «Катание шарика»

Губы сомкнуты, языка делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5 – 6 кругов), затем против часовой стрелки. Скорость движения языка можно менять.

21. «Часики»

Рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так. Время выполнения – 20 сек.

22. «Мясорубка»

Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдвинуть его вперед необходимо как можно дальше. Выполнять 3-4 раза.

23. «Прятки»

Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов, затем она опускается, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Выполнять 10 раз.

24. «Вкусное варенье»

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5 – 6 раз.

25. «Змейка»

Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать и убирать в глубь рта. Движения производятся в медленном темпе. Выполнять 5 – 6 раз.

26. «Настроение»

Губы растянуть в улыбке, зубы заборчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце улыбнуться).